Давайте посмотрим на хронологию борьбы с пьянством, которая, как это ни странно, часто превращается в борьбу с трезвостью. Итак, поехали.
1858
0:00 Запреторов в пользу трезвости
Население Империи стало массово совершать так называемые приговоры в пользу трезвости - коллективно отказываться от употребления алкоголя. Участников этого движения, в основном крестьян, не устраивает ценовая политика питейных заведений. В Российской Империи действовала откупная система торговли алкоголем: купив у государства лицензию на продажу алкоголя, кабатчики сами установили цены на него и нещадно взвинчивали их - в начале 1850-х ведро водки стоило 3 руб., То к 58-му цена выросла до 10 руб. .Тратить такие огромные деньги (средняя зарплата в это время составляющая 15 руб.) На выпивку крестьяне считали нецелыми и целыми деревнями объявляли о начале трезвой жизни. Так, например, полностью перестали пить в селе Карамышеве, принадлежавшем князю Меншикову. 1800 жителей села, прежде тратившие на выпивку порядка 40 тыс. руб. в год, в 58 году отказались от алкоголя и не соглашались пить даже из покупных бочек, кабатчики пытались вернуть своих клиентов. К весне 59 года стало ясно, что движение трезвости пользуется у населения таким успехом, что угрожает страны, предписывавшее местным властям не допускать приговоров о трезвости. На этот запрет крестьяне отреагировали мощной волной бунтов, прокатившейся по 15 губерниям. Протестующие разгромили более 260 кабаков, в некоторых районах бунт пришлось подавлять войска. В результате около 11 тыс. человек было отправлено в ссылку или на каторжные работы, так что движение постепенно сошло на нет. функции кабатчики пытались вернуть своих клиентов. К весне 59 года стало ясно, что движение трезвости пользуется у населения таким успехом, что угрожает страны, предписывавшее местным властям не допускать приговоров о трезвости. На этот запрет крестьяне отреагировали мощной волной бунтов, прокатившейся по 15 губерниям. Протестующие разгромили более 260 кабаков, в некоторых районах бунт пришлось подавлять войска. В результате около 11 тыс. человек было отправлено в ссылку или на каторжные работы, так что движение постепенно сошло на нет. функции кабатчики пытались вернуть своих клиентов. К весне 59 года стало ясно, что движение трезвости пользуется у населения таким успехом, что угрожает страны, предписывавшее местным властям не допускать приговоров о трезвости. На этот запрет крестьяне отреагировали мощной волной бунтов, прокатившейся по 15 губерниям. Протестующие разгромили более 260 кабаков, в некоторых районах бунт пришлось подавлять войска. В результате около 11 тыс. человек было отправлено в ссылку или на каторжные работы, так что движение постепенно сошло на нет. предписывавшее местным властям не допускать приговоров о трезвости. На этот запрет крестьяне отреагировали мощной волной бунтов, прокатившейся по 15 губерниям. Протестующие разгромили более 260 кабаков, в некоторых районах бунт пришлось подавлять войска. В результате около 11 тыс. человек было отправлено в ссылку или на каторжные работы, так что движение постепенно сошло на нет. предписывавшее местным властям не допускать приговоров о трезвости. На этот запрет крестьяне отреагировали мощной волной бунтов, прокатившейся по 15 губерниям. Протестующие разгромили более 260 кабаков, в некоторых районах бунт пришлось подавлять войска. В результате около 11 тыс. человек было отправлено в ссылку или на каторжные работы, так что движение постепенно сошло на нет.
1863
1:50 Запрет католических обществ трезвости
Пока в центральных губерниях шли «трезвые бунты», на Западе империи кампанию против пьянства развернула католическая церковь. Епископ Мотеюс Валанчюс велел подчиняющимся ему священникам дать обет воздержания от алкоголя и с 1858 года стал создавать при костелах общества трезвости. Прихожане клялись перед алтарем перестали пить и следить, чтобы не пьянствовали другие. Имена трезвенников вносили в специальную книгу, а тех, кто обет нарушал, прихожане наказывали - запирали в колокольне и иногда даже пороли. Всего за два года Валанчюс собрал в такие общества трезвости более 80% жителей Ковенской, Виленской и Гродненской губерний. Кампания оказалась даже слишком эффективной: в 1860 году налоговые поступления от продажи алкоголя в губерниях оказались меньше расходов на их сборы. Впрочем, судьбу проекта решила не экономика, а политика:
1895
Марки вместо водки
В 1894 году министр финансов Сергей Витте инициировал введение в стране винной монополии, а заодно - попечительств о народной трезвости. Они занимаются просвещением населения и организацией обществ трезвости и доступных развлечений, которые составили бы альтернативу выпивке. Одним из первых мероприятий этой кампании стало открытие безалкогольных пространств - чистых чайных, где можно было перекусить, почитать газеты, поиграть в шашки или шахматы, купить конвертов, бумаги и марок. Помимо почтовых марок в обращение ввели особые марки (или боны) обществ трезвости, которые в качестве обеда принимали дешевые столовые, бакалейные лавки и те же чайные. Обеспеченные горожане покупали такие марки и раздавали их в качестве милостыни и как оплату за мелкую работу, чтобы нищие и разнорабочие тратили их не на выпивку, а на еду.
1900-е
Театр вместо водки
Второй попечительств и обществ трезвости было создание сети досуговых центров для населения. С конца XIX века по всей Российской Империи массово открывались общедоступные и самодеятельные театры, сады для гуляний с аттракционами и народные дома с образовательными курсами, лекциями, библиотеками и детскими развивающими кружками.
- Категория
- Социальные видеоролики